Миклухо-Маклай
Николай
Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 г. в с. Рождественское
Новгородской губернии в семье инженера. Вскоре после рождения сына отец
умер, оставив семью в бедности.
Окончив гимназию, Н.Н. Миклухо-Маклай в 1863 г. поступил
вольнослушателем на физико-математический факультет Петербургского
университета, однако в 1864 г. за участие в студенческом движении был
отчислен без права поступления в высшие учебные заведения России.
Естественно-научное образование Миклухо-Маклай получил в период 1864-68
гг. в университетах Германии (Гейдельберг, Лейпциг, Йена). В 1869 г.
Миклухо-Маклай вернулся в Россию и продолжил начатые им в Германии
зоологические исследования по сравнительной анатомии морских губок и др.
Однако вскоре Миклухо-Маклай решил коренным образом изменить направление
своих исследований. Его привлекли этнографические проблемы, и он решил
организовать экспедицию на Новую Гвинею: «…именно на этом малоизученном
острове первобытные люди менее всего затронуты влиянием цивилизации, и
это открывает исключительные возможности для антропологических и
этнографических исследований».
В сентябре 1871 г. Миклухо-Маклай высадился на берегу залива Астролябия
на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (теперь это место на
географических картах называется «Берег Маклая»). Оставшиеся семнадцать
лет жизни Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил изучению коренного населения
Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Помимо Новой Гвинеи он
посетил Малакку, Филиппины, Индонезию, острова Микронезии и Меланезии.
Благодаря своим человеческим качествам и умению входить в контакт с
незнакомыми людьми, Миклухо-Маклаю удалось не только подружиться с
туземцами, но и убедить их не сопротивляться антропологическим
исследованиям.
На основании многолетних наблюдений жизни, быта и взаимоотношений
местных жителей, а также своих этнографических и антропологических
исследований Миклухо-Маклай опроверг бытовавшую в то время точку зрения
о том, что папуасы (негроидные народы Юго-Восточной Азии) являются
представителями особого вида, отличного от других рас человечества. Он
доказал, что народы Юго-Восточной Азии отстали в своем развитии только в
силу исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже
европейцев. Кроме того, во время своих многочисленных путешествий
Миклухо-Маклай сделал ряд важных географических открытий.
Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию был огромным и получил
широкое признание в научном мире. Как общественный деятель он активно
выступал против «теорий», утверждающих расовое неравенство, и против
экономического и духовного порабощения народов Океании. В частности, он
писал: «За миссионерами непосредственно следуют торговцы и другие
эксплуататоры всякого рода, несущие с собой болезни, пьянство,
огнестрельное оружие и т. д. Эти благодеяния цивилизации едва ли
уравновешиваются умением писать и петь псалмы…». Как борец с
колонизацией и физическим уничтожением коренного населения колоний
Миклухо-Маклай обращался не только в печать, но и к руководителям
ведущих стран мира (Бисмарку, Александру III и др.), но одинокий голос
энтузиаста-ученого остался неуслышанным.
Еще при жизни Миклухо-Маклай и его труды были известны во всем мире,
газеты и журналы печатали его биографию и выдержки из его сочинений,
сотни людей собирались на его лекции, ученые общества устраивали
заседания в его честь.
В 1886 г. Н.Н. Миклухо-Маклай вернулся в Россию и последние два года
жизни работал над оформлением результатов своих путешествий.
2 апреля 1888 г. Миклухо-Маклай скончался в больнице, в возрасте 42 лет.
Поразительно, сколько он успел сделать за эти 42 года.
Значение жизни и трудов Н.Н. Миклухо-Маклая прекрасно выражено в письме
к нему Л.Н. Толстого: «Мне хочется сказать Вам следующее: если Ваши
коллекции очень важны, важнее всего, что собрано до сих пор во всем
мире, то и в этом случае все коллекции Ваши и все наблюдения научные
ничто в сравнении с тем наблюдением о свойствах человека, которые Вы
сделали, поселившись среди диких и войдя в общение с ними и воздействуя
на них одним разумом… Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той
науке, которой я служу, – в науке о том, как жить людям друг с другом».
Источник:
st-tatiana.ru 2012-07-21
наверх
|