Кито (Гумбольдт в Кито) (3)
Прошло триста лет, но это отношение не изменилось.
Гумбольдт смог убедиться, что в 1800 г. индейская проблема осталась
такой же, как и в прошлом; индеец Анд продолжал оставаться изгнанником в
своей собственной стране.
После завоевания Нового Света Испания вывозила оттуда золото, серебро и
сырье, но запрещала колонистам развивать промышленность в своих
владениях. Все готовые товары в Новый Свет поставляла Испания, хотя ей и
приходилось иногда закупать их по высоким ценам в Англии и Германии.
Южная Америка стала источником сырья и не больше.
Вице-королевствам не разрешалось непосредственно обмениваться своими
продуктами; все должно было проходить через Испанию; на этот обмен
уходили месяцы и годы. Колониальным городам запрещалось поддерживать
взаимные экономические связи с сельской местностью, и во времена
Гумбольдта эта нездоровая экономика существовала, как проклятие,
унаследованное от колониальной эпохи.
Затем в колониях стало неспокойно. Недовольство охватило колонистов,
когда для индейцев, фактически находящихся на положении рабов благодаря
системе «encomiendo», были введены новые законы, ограждавшие их
интересы.
По этим «Nuevas Leyes de las Indias» индеец должен работать не больше
восьми часов в день и иметь день отдыха раз в неделю; женщины и дети
должны работать наполовину меньше, чем мужчины... С дозволения
правительства восстанавливалась должность старейшин, которым вменялось
содействовать проведению в жизнь этих установлении через индейские
родовые общины. Индейцы не могли быть больше закабалены в рабство; «encomienda»
заменялась более гуманной системой.
Однако между законоположениями и реальными поступками всегда существует
достойный сожаления разрыв, и колонисты если и вспоминали о законах
Индий, то гораздо чаще для того, чтобы их нарушать, чем соблюдать.
В обстановке этих противоречий и сложился тип колониальной жизни в
Андах. Индейцы, получив вначале некоторое облегчение, перешли затем в
состояние пожизненного рабства. Создавались огромные поместья; церковь
также расширяла свои владения и стала крупным землевладельцем.
Вначале католицизм пытался искоренить древние индейские верования,
наружно уничтоженные завоеванием. Однако, когда выяснилось, что это
невозможно, церковь внесла достаточно изменений в свой ритуал, чтобы
включить туда элементы древней культуры андийских народов. Так индейцы
приняли христианство, но на своих условиях. В то же время Гумбольдт
нашел, что влияние церкви на «опекаемых» ею индейцев не было
исключительно отрицательным.
Гумбольдт в Кито - 1
Гумбольдт в Кито - 2
Гумбольдт в Кито - 3
Гумбольдт в Кито - 4
Отрывок из книги: Виктор Хаген. "Их призвала Южная Америка". М.:
Изд-во Географической литературы, 1961 г.
наверх
|