Корица, перец, гвоздика, имбирь
В поисках "Островов пряностей"
Согласно некоторым источникам Средиземноморья, во
времена Римской империи между Юго-Восточной Азией и восточно-африканским
побережьем существовал «коричный путь». Римский историк Плиний пишет о
том, что продававшаяся в I в. н. э. в Эфиопии корица доставлялась туда
через дальние моря на плотах, не имевших ни руля, ни весел, ни парусов.
Эти плоты, на которых плавали мореходы малайско-полинезийского
происхождения, были предшественниками лодок с двойными балансирами, до
сих пор встречающихся у восточных берегов Африки в районе
Мадагаскара.
Преобладающие в Юго-Восточной Азии во время зимнего солнцестояния
восточные ветры несли такие плоты из залива в залив далеко за
Мальдивские острова, где их подхватывали северо-восточные ветры, дующие
с Индийского субконтинента, и уносили к побережью Восточной Африки
севернее Мадагаскара. От Красного моря грузы далее переправляли по суше,
перегружая с одного каравана на другой, пока они не достигали долины
Нила. Этот отрезок «коричного пути» контролировали арабские купцы.
В тот период, то есть примерно два тысячелетия назад (годы расцвета
Римской империи и упрочения Ханьской династии в Китае), товары,
вывозившиеся по суше из Центральной Азии, преодолевали на пути в
Юго-Восточную Азию ряд этапов. Однако примерно во II в. н. э.
центрально-азиатский торговый путь оказался прерванным, и Юго-Восточная
Азия влилась в международную морскую торговлю, став связующим звеном
между Средиземноморьем, Западной Азией и Китаем. Объем торговли был
незначителен: торговые центры региона того периода зависели от спроса на
рынках дальних стран. Как на региональном, так и на международном уровне
торговля велась преимущественно предметами роскоши: ароматическими
веществами, тканями и металлами. Специи с восточных островов
малайско-индонезийского архипелага переправлялись сначала на Яву, а
оттуда в Китай. Китайцы не имели непосредственного доступа к островам
архипелага, которые на Западе позднее стали называть «Островами
пряностей», имея о них смутное представление как о некоей группе
островов в океане.
Вывоз предметов роскоши с островов Юго-Восточной Азии на континентальную
часть материка продолжался примерно до X в., когда многочисленные
индийские и китайские торговые суда начали бороздить воды морей,
стремясь избавиться от посредников и добраться до непосредственного
источника этих товаров, прежде всего специй, пользовавшихся к тому
времени большим спросом во многих странах мира. С появлением новых
портов в Юго-Восточном Китае и развитием Южного Китая в XI-XIII вв.
китайские, индийские и арабские купцы (как и европейцы три века спустя)
стали сами снаряжать экспедиции в Юго-Восточную АЗИЮ В поисках
экзотических товаров. Наряду с традиционными товарами — ароматическими
веществами, наркотиками, шелками, индийским хлопком и китайским фарфором
— заморские купцы получили возможность приобретать в больших количествах
специи благодаря посредничеству яванцев, которые в XIII—XV вв.
контролировали торговлю пряностями, поступавшими с восточных островов
архипелага.
Что касается европейцев, то венецианец Марко Поло писал в 1292 г. об
импорте перца и имбиря из Индии, а генуэзец Христофор Колумб в 1484 г.
мечтал найти кратчайший путь в Индию — страну пряностей. После открытия
португальцами морского пути в Индию специи из лесных районов
Малабарского побережья на западе Индии везли в Европу вокруг Мыса Доброй
Надежды, а в страны Ближнего Востока — через Персидский залив или
Красное море.
Малайско-индонезийский архипелаг связан разветвленной сетью торговых
путей, по которым курсировали суда многих стран. И все эти пути
сходились в Малаккском проливе, обеспечивавшем безопасный проход. Товары
с архипелага вывозились по этому естественному каналу, поскольку до
появления парового двигателя из-за сезонной смены ветров он служил
удобным путем для парусных судов, курсировавших между Индией и
островами. К середине XIV в. Малакка уже играла роль перевалочного
пункта при перевозке как специй с Явы, островов Банда и Молуккского
архипелага, так и тканей из Индии. К XV в. Малакка превратилась в
международный центр транзитной торговли.
В начале XVI в. в Европе еще не знали о существовании «Островов
пряностей». Однако вскоре после открытия нового морского торгового пути
в Индию, где было организовано несколько европейских «ост-индских
компаний», началось широкое проникновение португальцев на
малайско-индонезийский архипелаг. В 1511 г. они захватили Малакку и в
последующие два года проникли на «Острова пряностей», подорвав, таким
образом, торговое владычество яванцев. С приходом португальцев в
азиатские районы индийской торговли позиции арабских и индийских купцов
заметно пошатнулись, а после захвата Малакки португальцы
монополизировали торговлю специями. К 1513 г. мускатный орех с
Молуккских островов направлялся в Лиссабон из Малаккского порта. Кроме
того, монополия Португалии закрыла другим европейским странам доступ к
Малабарскому побережью Индии. Таким образом, на островах Юго-Восточной
Азии столкнулись интересы торговцев как Азии, так и Европы. Испанцы,
обосновавшиеся на Филиппинах, впервые предъявили свои притязания на
«Острова пряностей» в 1522 г. после путешествия .Магеллана в поисках
западного прохода к ним, но в 1529 г. вынуждены были от них отказаться.
В XVII в. торговая монополия перешла в руки голландцев, которые в период
наиболее интенсивного экспорта специй даже имели свои плантации на
островах Банда и Молуккских. Все европейские державы признавали ключевую
позицию Малакки, имеющей выход в Андаманское, Южно-Китайское и Яванское
моря, как основного перевалочного пункта в торговле пряностями,
подобного Золотому Херсонесу в Древней Греции.
В XVIII в. француз с «пряной» фамилией Пуавр (перец) привез растения
гвоздики и мускатного ореха во Французский ботанический сад, откуда они
были вывезены во французские колонии в Индийском океане, в частности на
Маврикий. Сегодня Молуккские острова уже не являются единственной зоной
культивации специй; Занзибар и Мадагаскар снабжают Европу и Америку
гвоздикой, используемой в качестве приправы к различным блюдам, а также
в медицине и стоматологии. Существование две тысячи дет назад, во
времена Римской империи, прямого морского сообщения между
малайско-индонезийским архипелагом и восточно-африканским побережьем
дает основание предположить, что культивация специй на
восточно-африканском побережье началась не раньше XVIII в.
Гвоздика, мускатный орех и перец открывали путь к богатству. История
торговли специями — это история ожесточенной борьбы за владычество над
«Островами пряностей», сопровождавшаяся завоеваниями, соперничеством и
распрями; история географических открытий, повлиявших на судьбы не одной
страны. Политика, дипломатия и захват были «сдобрены» перцем, мускатным
орехом и гвоздикой. Укреплялись и рушились империи, но ничто не могло
помешать постоянно растущей торговле пряностями, которая стала
своеобразным связующим звеном между столетиями и способствовала
поддержанию контактов между Востоком и Западом.
Автор: Кху Джу И. (Малайзия) — археолог,
специалист по истории малазийского искусства, хранитель музея Muzium
Sent Asia при университете в Куала-Лумпуре. Автор исследования о
культурных связях между Китаем и Явой в период империи Маджапахит;
принимала участие в осуществлении ряда проектов, посвященных
традиционной архитектуре Юго-Восточной Агии.
Источник:
журнал "Курьер ЮНЕСКО". Июль 1984 г., стр. 20, 21. Тематический выпуск
"Великие торговые пути". Отсканировано и распознано специально для сайта
Equator.ru, 2010-09-12

Спасение путника мифической птицей Рох.
Иллюстрация к иракскому манускрипту XIV в.

Сушка перца в Андхра-Прадеш (Индия).

На этом фрагменте атласа 1556 г. французский мореплаватель и картограф
Гийом ле Тестю изобразил европейских купцов на Яве, возвращающихся со
специями на свои корабли.

наверх
|