Путешествие на Фиджи (11)
—
Сейчас мы будем пить каву,— сказал Семеса. Стало тихо. Все мужчины сели
полукругом возле огромной чаши с деревянными ножками. Место у чаши занял
сын Семесы — Гуру. Смуглое лицо, слегка волнистые волосы, тонкие
выразительные черты лица и лукавые миндалевидные глаза умницы и плута.
Гуру подмигнул нам с таким хитрым видом, будто говорил:
«Сейчас я угощу вас кавой, и вы узнаете, что это такое!»
Мужчины молча расселись вокруг чаши. Веку Ракобили начал читать какое-то
заклинание. Он говорил по-фиджийски, но часто повторял английские слова
«рашен пиплз» и «рашен френдз». Когда Веку делал короткую паузу, мужчины
хором говорили:
— Нака!
И в следующую паузу хор вторил:
— И мала!
Кончились заклинания. На чашу положили кусок ткани и высыпали на нее
белый порошок. Потом Гуру свернул ткань с порошком в узел, и Бонда начал
лить ему на руки воду. Гуру мял узел, окуная его в чашу, и сквозь ткань
просачивалась мутная жидкость. Бонда все лил воду, а Гуру все мял и мял
узел, опустив руки в чашу. И скоро она до краев наполнилась беловатой
жидкостью. Гуру зачерпнул жидкость овальной чашечкой, сделанной из
скорлупы кокосового ореха, попробовал, причмокнул и подмигнул нам. Он
зачерпнул еще раз и подал чашечку Семесе. Вождь торжественно подошел к
нам и стал на одно колено. Затем он протянул чашечку Борису и сказал:
— Кава!
— Нака! — ответили хором мужчины.
Боря выпил каву и отдал чашечку Семесе. Мужчины сказали:
— И мала! — и три раза хлопнули в ладоши.
— Ну как? — шепнул я Борьке.
— Не понял, — ответил он.
А Семеса уже стоял на колене предо мной и протягивал чашечку.
— Кава, — сказал он.
— Нака! — отозвались мужчины. Я выпил, и они снова
сказали:
— И мала! — и снова по три раза хлопнули в ладоши.
— Ну как? —толкнул меня в бок Борис. Я пожал плечами. Я и сам не знал,
«как». А Семеса подавал чашечку уже следующему.
Вы пили когда-нибудь настой на древесных опилках? Нет? И не пейте —
ничего хорошего. Так вот по вкусу кава напоминает чем-то древесные
опилки. От первой чашечки у вас слегка немеют нёбо и язык, будто ты
хватил очень крепко заваренного чаю. А потом ничего. Просто пьешь мутную
водицу и ждешь, когда все это кончится. Но на местных жителей кава
оказывает какое-то действие. Мы видели рабочих в порту, которые пили
каву в полуденный зной, и она, по их словам, лучше всего утоляла жажду.
Говорят, что кава возбуждает, как легкий наркотик, и даже пьянит.
Бонда, подсев к нам, сказал:
— Виски — это плохо. После виски человек не может стоять на ногах, а
кава — хорошо. После нее хочется петь и плясать.
Мы пили каву, которую уже третий раз затирал Гуру, а Семеса как
настоящий хозяин вел программу вечера. Из со¬седней деревни пришли
приглашенные им музыканты. Две обычные гитары, две четырехструнные
полинезийские гитарки — укулеле, ударник, аккордеон, флейта. Музыканты
повесили на стенку динамик с аккумулятором, подключив его к
инструментам. Семеса махнул рукой — и полилась веселая музыка ритмичного
танца. Вождь вскочил и ввел в образовавшийся круг в центре хижины дочь
Литию. Он взял ее правой рукой за талию и мелкими шажками пошел по
кругу, требуя, чтобы все следовали его примеру. Мы тоже встали и
прошлись по кругу с фиджийскими девушками. Но молодежь деревни не
устраивало это важное хождение.
— Твист! — приказали девушки.
— Пусть будет твист,— согласился Семеса. И хижина тут же наполнилась
синкопами. Девушки брали нас за руки, приглашая на танец. Мы не умели
танцевать твист и упирались как могли. Но девушки были неумолимы.
Молодые фиджийки надели на вечер самые пестрые наряды. В черных волосах
каждой было по красному цветку. Некоторые из модниц напудрили свои лица
и подкрасили губы. Белая пудра на темной коже делала их лица похожими на
карнавальные маски. У нас был вид тоже довольно экзотичный. В
подвернутых до колен брюках, босиком, в мокрых рубашках, мы напоминали
рыболовов. Вертеться босиком на циновках трудно, но мы старались как
могли. А оркестр все поддавал жару, и девушки, серьезные и
сосредоточенные, отплясывали твист, будто исполняли очень срочную и
очень важную работу.
— Хорошо,— сказал Семеса, подсаживаясь ко мне.— У нас принято, чтобы
девушки приглашали гостей. У нас очень хорошие девушки.
— А что это за мелодия? — спросил я, чтобы поддержать разговор.
Оркестр играл очень популярную сейчас американскую песенку «Недалеко
воскресенье».
— Это фиджийская народная песня, — сказал Семеса,— Очень старая.
Потом оркестр заиграл еще какую-то очень знакомую мелодию, и снова
Семеса утверждал, что это старая фиджийская песня. В душе я сомневался,
но молчал. А когда после короткой паузы оркестр грянул «А риведерчи,
Рома!» и девушки продолжали усердно в такт музыке отплясывать твист, я
снова спросил у вождя, что это за музыка.
— О, это тоже наша старинная песня, — ответил Семеса.
Было уже поздно, когда мы стали прощаться. И чуть ли не вся деревня
вышла проводить нас до шоссе. Парни и девушки шли вместе с нами до
самого порта.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Из книги "Вокруг света с "Зарей", автор Л.П. Плешаков. М.,
"Мысль", 1965 г. Стр. 109-139. Отсканировано специально для сайта
www.equator.ru.

наверх
|