Виртуальные и реальные путешествия в тропики. Тропические экспедиции.

Наши планы

Фотогалереи

Чья идея?

Новости сайта

 Вопросы и ответы
   

Канал через перешеек Кра

 

Таиландцы планируют прорыть канал, который существенно сократит время прохода судов из Индийского океана в Тихий. Страны региона однозначно поддерживают проект. США опасаются, что его реализация усилит стратегические позиции Китая.

 

До конца апреля сенат Таиланда должен принять решение по историческому для страны вопросу. Сенаторы должны постановить, строить канал через перешеек Кра или нет. Этот перешеек, расположенный в южной части Таиланда, примечателен тем, что это самое узкое место (менее 100 км) Малаккского полуострова. Идея выкопать в этом месте канал, который соединил бы Тихий и Индийский океаны, возникла еще в 1677 году, но неоднократные попытки реализовать идею из раза в раз проваливались.

Реализуется ли этот проект теперь? С экономической точки зрения предприятие представляется беспроигрышным. Во-первых, на несколько дней сократилось бы время пути из одного океана в другой. Сегодня, как известно, суда вынуждены огибать Малаккский полуостров. Во-вторых, сам по себе Малаккский пролив не очень удобен для прохода судов - и не очень широкий (в самом узком месте около 2,4 км), и слишком длинный (около 1000 км). Поэтому проблемы даже с одним кораблем осложняют судоходство практически по всему проливу, через который сегодня ежедневно проходит порядка 600 судов. Наконец, в-третьих, пролив небезопасен. С незапамятных времен в нем хозяйничают пираты, которые в последние годы превратились в серьезную проблему для судоходства. Только в прошлом году от рук морских разбойников погибло, было ранено и захвачено в заложники около 400 человек. А теперь к пиратам, похоже, готовы присоединиться и террористы - подрыв нефтяного танкера в Малаккском проливе стал бы настоящей экологической катастрофой для региона. Неудивительно, что в Таиланде решили вернуться к идее канала. Но не успели тайцы заявить о своем интересе к проекту, как к нему тут же проявили внимание Китай и США: китайцы предложили помощь и инвестиции, а американцы всерьез забеспокоились.

Не только канал

 

Американцы очень настороженно относятся к попыткам тайцев построить канал через перешеек Кра. США видят в этом проекте еще одно звено цепи, которая через Бирму и Бангладеш должна соединить Китай с Пакистаном

 

Таиландское правительство намеревается строить не просто канал, но и целый ряд сопутствующих объектов. Так, пару месяцев назад был выдвинут план проложить через перешеек нефтепровод, а также построить нефтеперерабатывающий завод. Проект оценивается в 700 млн долларов. Таиланд пригласил поучаствовать в нем китайские компании, поскольку строительство 260-километрового нефтепровода предназначено в основном для удовлетворения спроса на нефть со стороны Китая. Кроме того, китайцы планируют закупать часть готовой продукции с нового НПЗ. Помимо нефтяных сооружений таиландское правительство планирует построить два порта на разных концах канала, новые города и соответствующую инфраструктуру. Вся территория вокруг канала должна стать свободной экономической зоной.

Впрочем, есть и ряд препятствий для реализации проекта. Прежде всего, этот проект - довольно дорогой и технически сложный. По подсчетам специалистов, на строительство канала понадобится порядка 20-23 млрд долларов. Сам Таиланд инвестировать такие средства явно не в состоянии. Неоднозначна и реакция местного населения. Представители природоохранных организаций резонно опасаются, что интенсивное судоходство вкупе с работой объектов нефтяной промышленности может серьезно ухудшить экологическую обстановку в районе и повредить местным рыбакам.

Наконец, само таиландское правительство пока никак не может определиться с тем, как и что именно строить. Например, еще в июле 2004 года премьер-министр страны Таксин Чинават заявил, что идея построить наземный мост выглядит предпочтительнее. Суть ее заключается в том, что корабли разгружались бы на одной стороне перешейка, грузы перевозились бы по суше, а затем вновь помещались бы на корабли. Сенат решил провести анализ обоих предложений, но в конечном счете именно от мнения премьер-министра зависит, будет ли построен канал. В любом случае, даже если сенат и премьер-министр вынесут положительное решение, на постройку канала уйдет около десяти лет.

Соседи "за"

 

Проект строительства канала через перешеек Кра имеет для региона стратегическое значение. Поэтому за внутритаиландской дискуссией по этому вопросу пристально следят в соседних странах. Пожалуй, наиболее пристрастный наблюдатель - Сингапур. Возможность появления конкурента в лице канала беспокоит один из крупнейших портов Азии. Таиландские власти успокаивают сингапурцев: канал не будет напрямую конкурировать с Малаккским проливом, а лишь частично его разгрузит - через канал сможет проходить лишь около 200 судов в день. Сокращение времени доставки грузов, по-видимому, приведет к увеличению совокупного товарооборота, и потому довольно вероятно, что Малаккский пролив и в самом деле потеряет не слишком много. Особенно если учесть, что канал предназначен прежде всего для нефтяных танкеров. Контейнеровозы же ходят достаточно быстро, поэтому для них Малаккский пролив останется приоритетным маршрутом.

Другие же страны региона таиландский проект однозначно поддерживают. "Мы должны усилить сотрудничество в области борьбы с морским пиратством. Канал через перешеек Кра позволит решить проблему безопасности и загрязнения окружающей среды. Он выгоден как Таиланду, так и Индонезии", - сказал "Эксперту" глава центра стратегических и международных исследований в Джакарте Эди Прасетуйоно. Свое желание инвестировать в строительство высказывала Малайзия. Большие планы в отношении канала строит Вьетнам. Вьетнамское правительство намеревается развивать на островах на юге страны экологический туризм и организовать центр развития международных контактов. Кроме того, вьетнамцы планируют превратить порт Ванпхонг в крупнейший в Юго-Восточной Азии транспортный узел. Для достижения этих целей строительство канала придется как нельзя кстати.

Между Китаем и США
 

С незапамятных времен в Малаккском проливе хозяйничают пираты. И сегодня они представляют серьезную проблему для судоходства.

 

Но все же больше всех таиландским проектом заинтересовался Китай. Одна из приоритетных целей Китая - развитие военно-морских сил для обеспечения безопасности своей морской торговли, прежде всего поставок сырья (через Малаккский пролив проходит примерно 80% китайского нефтяного импорта). Пока китайский флот развит слабо, но планы у Пекина большие. Несколько месяцев назад китайские ВМС провели первые учения в Малаккском проливе, на которых отрабатывались методы борьбы с пиратами (сценарий учений предполагал захват танкера). Появление же канала позволит несколько диверсифицировать маршруты доставок нефти в Китай.

Кроме того, через канал китайским судам открывается прямой путь в пакистанский порт Гвадар, который в Китае рассматривают как стратегический транспортный узел с большими перспективами. Китайцы уже инвестировали около 200 млн долларов в постройку различных сооружений в этом порту. А во время апрельского визита премьер-министра КНР Вень Дзябао были подписаны дополнительные соглашения по инвестициям. Таиландский канал поможет Китаю получить более оперативный доступ к этому порту.

Китайские официальные лица всячески подчеркивают, что новый порт будет использоваться исключительно в коммерческих целях, но американские "ястребы" всерьез обеспокоены попытками Китая закрепиться неподалеку от нефтяных кладовых Персидского залива. Некоторые американские аналитики уверены, что президент Пакистана Первез Мушарраф негласно разрешил КНР обслуживать в Гвадаре и военно-морские суда. Неудивительно, что американцы очень настороженно относятся к попыткам построить канал через перешеек Кра. Консервативные аналитики видят в нем еще одно звено цепи, которая через Бирму и Бангладеш должна соединить Китай с Пакистаном. "Мы знаем, что китайцы рассматривают различные варианты обеспечения безопасности в Малаккском проливе. Но мы особенно следим за тем, чтобы эта деятельность не была в ущерб нашим интересам", - заявил недавно американскому журналу Newsweek представитель госдепартамента США.

Впрочем, сам Таиланд меньше всего заинтересован в том, чтобы стать ареной борьбы США и Китая. "Тайцы не хотят оказаться между США и Китаем", - считает советник при сенате Таиланда Пайтун Сейсаванг. Но, похоже, в вопросе строительства канала через перешеек Кра Таиланд просто не сможет этого избежать. Не потому ли сегодня таиландские аналитики часто вспоминают историю других крупных каналов - Панамского и Суэцкого? Ведь стране нужно не только построить канал, но и суметь сохранить над ним национальный суверенитет.

Степан Головин

Источник: http://www.expert.ru/expert/current/data/15-kanal.shtml  2005-04-20

наверх

 
   

Материалы на сайте по теме "Таиланд"

Маршрут в Таиланд и Малайзию - знакомство с тропической природой

Лучшие места для экотуризма

Охотники за приключениями (Таиланд и Малайзия - 2009). Автор - Юлиана Гармаш

Изменения в визовом режиме Таиланда с сентября 2012 г.
Будда
Сведения о Таиланде
Таиланд и таиландцы
Тайланд. Архитектура Таиланда.
Как вести себя в Таиланде
Лягушка-предсказательница в Таиланде
Метро в Бангкоке
Таиланд безопасен для туристов
Канал через перешеек Кра
Новые виды бабочек из Таиланда
Витас в Азии
Над Таиландом кружит НЛО
В Таиланде выловили гигантского ската-хвостокола
Гигантский карп выловлен в Таиланде (фото)
Слоны-художники в Таиланде
Празднование Тайского Нового Года в Бангкоке (фотографии)
Король Таиланда - самый богатый монарх мира
Таинственная фруктовая гора на севере Таиланда
В Таиланде (Бангкоке) открылся новый международный аэропорт
Авиаперелет Москва - Бангкок Тайскими авиалиниями

Все страницы сайта Экватор.ру (карта сайта)

Наша страница на фэйсбуке