Таиланд и таиландцы.
Из очерка "Восток есть восток" (Джордж Микеш).
ПРИЗНАНИЯ СКРЫТОГО ТАИЛАНДЦА
От
столицы Таиланда — Бангкока — я ничего особенного не ожидал. К восторгам
многих знакомых я отнесся скептически: что может предложить Бангкок
человеку, который уже видел Гонконг?
Действительно, Бангкок вряд ли можно назвать красивым. Это скорей
уродливый город, бестолковый и беспорядочный. Почти такой же
беспорядочный, как Лондон. Что в Бангкоке замечательно, так это жилищные
условия богов. Людям в этом отношении повезло значительно меньше. Иными
словами, если таиландские храмы, в особенности храм Изумрудного Будды,
достойно соперничают с лучшими образцами мировой архитектуры, то по
числу ветхих лачуг Бангкок тоже держится среди лидеров.
Лично для меня таиландская поездка вскрыла интересный факт. Оказалось,
что я сам давно уже, не подозревая об этом, был скрытым сиамцем. В самом
деле, как и я, жители Таиланда придерживаются философии пожимания
плечами. Нет-нет, не в циничном смысле: «а мне какое дело!» Напротив —
они относятся к жизни с удовольствием, но без жадности. К чему
волноваться? — как бы говорят они. Зачем спешить? Вряд ли то, что вам
представляется столь важным, и в самом деле имеет такое уж большое
значение. И наконец, торопимся мы или нет, конечная станция у всех нас
одна и та же...
Сиамцы стараются видеть в жизни хорошую сторону. Скажем, один бангкокский коммерсант говорил мне со вздохом, что многие, слишком
многие его коллеги предаются азартным играм и при этом часто проигрывают
свое состояние.
— Однако, — с лучезарной улыбкой продолжил он, — это избавляет их от
возможности предаваться худшим порокам.
Вы говорите по-французски?
То, что таиландцы стараются воспринимать жизнь какой она есть и не
портить себе кровь из-за того, чего нет, прекрасно видно на примере их
кинопромышленности. Поскольку копирование фильмов довольно дорого,
таиландцы выпускают только одну копию каждого фильма. При этом до
последнего времени эта копия была немой. Отечественные фильмы очень
популярны в стране, гораздо более популярны, чем любой иностранный, и
копию буквально раздирают на куски. Ведущие актер и актриса приходят в
кинозал и проговаривают текст во время демонстрация через микрофон. Бели
возникает необходимость воспроизводить прочие звуки, в частности рык
зверей, задача честно делится между ними.
Таиланд во многом уникальная азиатская страна. Он никогда не был под
властью колониальной державы. Правда, во время второй мировой войны его
оккупировали японцы. Японцы пытались убедить таиландцев, что, будучи
тоже азиатами, они являются их искренними друзьями. Японцы даже
увеличили территорию Таиланда за счет соседних государств. Однако
оккупация вряд ли может доставить кому-нибудь удовольствие, и поэтому
лишь немногие таиландцы жалели, когда японцы убрались из их страны.
Итак, таиландцы всегда были свободными, и это может служить объяснением
их непринужденности в общении с иностранцами. Таиланду в отличие от его
соседей не пришлось вести славной войны за независимость; в этой стране
не было, таким образом, антиевропейских настроений. Благоприятные
условия для этого создались лишь после вступления страны в СЕАТО.
Европейцев вопреки их желаниям стали путать с американцами. Хорошо, что
неприязнь эта, как и все в Таиланде, выражается не очень резко. Местная
печать изобилует сообщениями того типа, что, мол, опять американский
сержант подрался в ночном клубе с несколькими сиамцами из-за дамы
легкого поведения или вновь большой американский автомобиль сбил
маленького и пожилого сиамца. В результате многие европейцы жалеют, что
таиландцы не слишком хорошо знакомы с географией, чтобы запомнить
названия мелких держав в Европе и не считать отрицательный ответ на их
вопрос «американец?» просто хитрой уловкой.
ВРЕМЯ В МОНАХАХ
В своем большинстве таиландцы — буддисты. Широко распространено мнение,
что эта недогматическая религия создала жизнерадостный национальный
характер. Однако истина прямо противоположна: именно жизнерадостный
национальный характер таиландцев создал свой собственный вариант
буддизма. Они превратили его в недогматическое и необременительное
вероучение, столь отличное, например, от сурового тибетского буддизма.
Национальный характер не раз приспосабливал к себе религию, подобно тому
как ислам трансформировался в Индонезии, как христианство приняло
коммерческий характер в Соединенных Штатах, а католицизм подвергся
протестантскому влиянию в Англии, традиционной стране компромиссов.
В Таиланде насчитывается 18 416 храмов и монастырей, а число изображений
Будды значительно превосходит численность населения. На протяжении
тринадцати столетий художники и скульпторы Сиама практически не
создавали ничего иного. Изображения Будды сделаны изо всех мыслимых
материалов и варьируются в размерах от миниатюры до 378-футового гиганта
в Накорн-Патоме. В остальном они различаются очень мало. В течение 1300
лет художники старательно копировали оригинал и, думаю, были бы
шокированы, если бы их похвалили за самобытность исполнения.
Нельзя пройти и сотни шагов по Бангкоку, не встретив хотя бы двух
монахов в желтой тоге. Считается, что каждый юноша из приличной семьи
должен хотя бы какое-то время пробыть в монахах. В стенах монастыря он
очищает свои мысли от скверны, учится самодисциплине и самоотречению. У
монахов не может быть собственности — даже желтая тога и та принадлежит
монастырю. В автобусах они ездят бесплатно, а в поездах платят половину
стоимости билета. При этом кто-нибудь должен проводить монаха до станции
и купить ему билет, поскольку предполагается, что у монаха не может быть
денег даже на половинную стоимость. В связи с этим я был несказанно
удивлен, увидев на улице, как молодой монах покупает лотерейный билет.
Возможно, общепринятое правило не распространяется на лотерейные,
билеты, не знаю.
Каждое утро можно видеть, как наставники монахов собирают милостыню на
их пропитание. Вообще «нищий монах» есть чисто европейское понятие, и
действия сиамских монахов фактически нельзя назвать нищенством. Они
ходят от дома к дому, предоставляя людям возможность проявить милосердие
и поднять свои шансы на небесное прощение путем наполнения монастырских
корзин рисом, вареными яйцами, свежей рыбой и т. д. Монахи ничего не
просят и ни за что не благодарят. Они вообще не должны произносить ни
слова. Считается, что это вы должны благодарить их за то, что они
постучались в дверь вашего дома.
(Другим способом обретения достоинства является выпуск на свободу птиц.
Перед каждым большим храмом можно купить клетку с птицами и выпустить их
на волю. Меня, правда, не оставляла мысль, что кто-то ежедневно теряет
достоинство и уменьшает свои шансы на небесное прощение, ловя этих же
самых птиц. Но в конце концов именно чужие грехи позволяют нам быть
добродетельными.)
Большая часть молодых людей пребывает в монашестве два, три, иногда
шесть месяцев. Затем они возвращаются к светской жизни. Даже король и
тот в свое время целых пятнадцать дней был монахом. А это немало при его
занятости.
Впрочем, форма правления в Таиланде, как и все остальное, весьма
своеобразна. Таиланд — монархия; однако кормило власти находится в руках
«сильной личности».
Я поинтересовался, чем занимается в таком случае король. Оказалось, что
таиландский король — композитор, пишущий легкую популярную музыку. Его
произведения часто исполняются таиландскими оркестрами; иногда его вещи
звучат в Соединенных Штатах, где, правда, их принимают с меньшим
энтузиазмом, чем в Таиланде. Другим хобби короля является фотография, и
его работы часто печатаются в прессе.
Дворцовый этикет в Таиланде весьма строг. Особенно важную роль в нем
играет положение ног и головы. Считается, что голова слуги ни при каких
обстоятельствах не должна быть выше головы хозяина. Поэтому ничья голова
не должна быть выше королевской. А уж мысль о том, что чья-то нога может
быть выше королевской головы, представляется почти святотатственной.
Похоже, что по этой причине до недавнего времени в Бангкоке не строили
жилых зданий выше, чем дворец суверена. Сегодня эти ограничения сняты,
но в присутствии самого короля этикет тщательно соблюдается. Например,
королевские пажи должны ползать по полу.
Для того чтобы квалифицированно ползать, пажам требуется поистине
акробатическая ловкость. Представьте, что по действующему этикету по
крайней мере одна ладонь пажа должна касаться пола одновременно со лбом.
Если добавить, что в это же самое время он должен нести большой поднос,
скажем с тридцатью двумя наполненными бокалами, исполнение этикета
становится виртуозным актом.
Принц королевской крови — очаровательный просвещенный молодой человек —
сказал мне в этой связи: «Я давно уже запретил в своем доме эту
практику. Или, вернее пытался запретить ее. Многие из слуг настаивают на
своем праве ползать в моем присутствии».
Это «право на ползание» навело меня на интересную мысль. Человек,
подумал я, может чувствовать себя свободным. Но может считать себя
слугой. И это уже на всю жизнь.
Автор: Джордж Микеш. Перевел с английского Д. Кулемин.
Источник: журнал «Вокруг света», 1971, июль (№7), стр. 44-45.
Отсканировано
специально для www.equator.ru.
Ссылка при копировании текста обязательна.
наверх
|